"Солнце в ладонях, ветер в груди! "Незнайка" шагает всегда впереди!"

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в России – один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 группы компенсирующей направленности:

– разновозрастная группа компенсирующей направленности с иными ОВЗ

«Колокольчики»

— разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

1.Постановление Правительства ХМАО — Югры от 5 сентября 2013 г. N 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»смотреть
2.Постановление Правительства ХМАО — Югры от 05.09.2013 N 359-п (ред. от 07.07.2017) «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»смотреть
3. Положение о ППк МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»смотреть
4. Положение об оказании логопедической помощи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»смотреть
5. Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»смотреть
6.Положение об организации инклюзивного образования детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»смотреть

Ребенок-инвалид получает дошкольное образование в соответствии с адаптированной образовательной программой для ребенка-инвалида, разработанной на основе индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными казенными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют квалифицированные педагогические работники: учителя-логопеды , учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Доступная среда в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка»:

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах

1. Кабинет учителя-логопеда, «Логопункт»

Расположен на втором этаже

 Предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей. В кабинете предусмотрены по 2 рабочих места педагога и 8 рабочих мест для занятий сдетьми.

В кабинете проводятся индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками детского сада. Кабинет оснащен современной мебелью, логопедическими партами, магнитной доской, наглядным пособием, персональным компьютером, имеется зона для развития артикуляционной моторики и постановки звуков, развития речевого дыхания.

2. Кабинет педагога-психолога / учителя — дефектолога

Расположен на первом этаже 

 Рабочее место педагогов-психологов, оборудованное письменным столом и компьютером,   зона для консультативной работы с родителями, педагогами, диагностический коррекционный блок для индивидуальной, малоподгрупповой работы с детьми. 

Кабинет оснащен современной мебелью, персональным компьютером с программой СИРС (система интенсивного развития способностей), наглядным пособием, дидактическими играми. 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами  и лицами с ограниченными возможностями здоровья

1. Музыкальный зал

Расположен на втором этаже  

  Музыкальный зал – изолированное помещение, при зале оборудована кладовая для хранения музыкального инвентаря. Оснащен современными музыкальными инструментами, имеется мульмедийное оборудование, электронное пианино, колонки.

2. Кабинет дополнительного образования

Расположен на первом этаже

  Оснащен специальным оборудованием, персональными компьютерами в количестве 6 шт., с компьютерными программами по обучению детей игре в шахматы «Динозаврики играют в шахматы».

 3. Центр безопасного дорожного движения

Расположен в рекреации на третьем этаже

  Оснащен   игровым обучающим оборудованием: дорожные знаки, машины, рули, светофоры, детские костюмы инспектора ГИБДД, жезлы и др.

4. Мини-музей «Горница»

Расположен в рекреации на третьем этаже

  Оснащен детской мебелью в стиле русской избы (стол, скамьи, сундуки, плетени и др.), домашней утварью (посуда деревянная, хохлома), макет русской печки, выставка детского творчества по народным игрушкам (дымка, филимоновская игрушка и др.), веретено, прялка и другое.

 5. Мини-музей воинской славы  

Расположен в рекреации на втором этаже

Оснащен    архивными  документами (фотографии, письма); выставка семейных реликвий: ордена и юбилейные медали, карманные часы, Военная форма, Макеты   военной техники «Самолет», «Танк Т-34», «Вечный огонь»,   Художественная литература о пионерах-героях, рассказы о военных событиях, военном времени, лэпбуки «Города-герои», «Книга памяти», самодельные макеты «Военная база», «Командный пункт (штаб)», модели, солдатики и др.

6. Центр детского конструирования

Расположен в рекреации на третьем этаже

 Оснащен наборами  для детского конструирования, лего-наборы по разным тематикам.

Объекты спорта приспособленные для использования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1.Спортивный зал

Расположен на третьем этаже

Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений и спортивных праздников. Спортивный зал – изолированное помещение. Оснащен современным спортивным оборудованием. Имеются будоматы,   мячи, степ-платформы, гимнастические палки, обручи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и др. Оснащен детскими спортивными тренажерами, на подгруппу детей.

2. Спортивная площадка на территории детского сада

Спортивная площадка выполняет функцию спортзала на свежем воздухе. Здесь также, как и в физкультурном зале проводятся занятия по физической культуре, утренние гимнастики, спортивные праздники.

Оснащена спортивным оборудованием (футбольные ворота, волейбольная сетка, доски для метания, для лазания, бумы, бревна, спортивные комплексы с баскетбольными корзинами и др.)

Специальных условий питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Положение об охране жизни и здоровья обучающихся в МБДОУ «Детский сад №17 «Незнайка» 

  Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад  № 17 «Незнайка» создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с особыми образвательными потребностями, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

МБДОУ «Детский сад  № 17 «Незнайка» включено в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).

В МБДОУ «Детский сад  № 17 «Незнайка» созданы следующие условия для слабовидящих:

  • нанесена контрастная маркировка на краевые ступени лестничных маршей, выделены предупредительными желтыми фактурами
  • имеется пандус
  • лифт для передвижения с 1-го на 3-ий этаж
  • Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,

в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно – образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется. В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в ДОУ обеспечен доступ к информационно — телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т. п.), подключенных к сети интернет. Доступ к сети Интернет есть в кабинетах административного назначения.

Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ДОУ  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Договор на предоставление услуг доступа к сети Интернет заключен с компанией «Ростелеком».
Скорость доступа к сети Интернет — 2 Мбит/сек.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников.

Электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в образовательной организации нет.

В МБДОУ имеются следующее электронное интерактивное оборудование, используемое педагогами для осуществления образовательной деятельности:

  • интерактивная доска,
  • мультимедийное оборудование,
  • интернет.

Общежития и места для проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предоставляются.