«Система нравственного-патриотического воспитания в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Незнайка»
Протокол педагогического совета №3
от 29 января 2020 года
Тема: «Система нравственного-патриотического воспитания в ДОУ»
Присутствовало: 33 человека
Цель: Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.
План работы:
1. «Профессиональное выгорание», тренинг с педагогами (педагог-психолог Мельникова О.П., учитель-логопед Жарнова А.Г.)
2. Выступление заместителя заведующего по УВР «Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации».
3. Выступление старшего воспитателя «Реализация программы в МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка» «Социокультурные истоки».
4. Анализ тематической проверки. Зачитывание справки по результатам проверки.
5. Педагогическая эстафета по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
6. Проект решения педагогического совета.
Ход мероприятия:
1. Выступила Штафнюк В.В. с докладом «Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации».
В современном мире все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «милосердие». Поэтому воспитание любви к родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, семье, родственникам, своему дому, улице, городу, стране.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, это любовь к земле, где родился и вырос, и эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств.
Еще советский поэт и публицист Илья Григорьевич Эренбург в свое время писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине — родному городу, родной природе, селу, краю». А русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал следующее: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольной образовательной организации.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
— Конституция Российской Федерации.
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
— Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
— Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»» от 5 апреля 2013 г.
— Государственная программа»Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач. Вот некоторые из них.
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, ко всему живому.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
5. Воспитывать уважение к труду.
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
7. Актуализировать знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн) и т.д.
Данные задачи должны решаться в ДОО в процессе осуществления всех видов детской деятельности: образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, а также в проектной деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию также должна реализовыватьсяи через интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно — эстетическое развитие», «физическое развитие».
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система патриотического воспитания может реализоваться через следующие формы работы:
— создание развивающей предметно-пространственной среды по гражданско–патриотическому воспитанию. Это центры патриотического воспитания, в которых согласно требованиям и возрастным особенностям должен быть представлен необходимый материал и пособия;
— проведение ОД по данной тематике. Важно, чтобы эти занятия повышали мыслительную активность. Этому помогает прием сравнения «раньше итеперь», вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. Отсюда следующая форма работы —
— взаимодействие с семьями воспитанников, где на конкретных фактах и примерах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников ВОВ, их подвигах) необходимо прививать детям уважение к героям, чувство долга перед Родиной, любовь к Отечеству и т.д.При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю. Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры;
— взаимодействие с социумом (экскурсии с воспитателями по городу, району, в музей, выставочный зал, к памятникам и т.д.).
Идти надо от близкого к далекому. Педагог постепенно подводит ребенка к пониманию того, что у каждого человека есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация).
И задача воспитателя состоит в том, чтобы отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны и интересны, и факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными. Педагог должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
Итак, говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
2. Выступление старшего воспитателя «Реализация программы в МБДОУ «Детский сад № 17 «Незнайка» «Социокультурные истоки»
3. Выступила Штафнюк В.В. с темой: «Анализ тематической проверки» Зачитывание справки по результатам проверки.
4. Педагогическая эстафета по вопросам патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
А теперь проверим на сколько вы знаете о нашем Государстве? Предлагаю ответить на несколько вопросов:
(Герб) — Опишите герб России:
цвет полотнища; (красный)
кто изображен? (двуглавый орел)
цвет орла; (золотой)
что находится в правой и левой лапах? (в правой лапе орла — скипетр, в левой — держава) сколько корон на гербе?
Кто изображен на коне (Георгий Победоносец)
- Викторина о Дне Победы.
- Первые несколько лет после победы в Великой Отечественной войне 9 мая был нерабочим днем. А с 1948 г., хотя праздник и продолжал широко отмечаться, он снова стал рабочим. С какого года День Победы опять является выходным днем? а) 1965 б) 1978 в) 1982
- В каком году стартовала акция «Георгиевская ленточка», и в чем она заключается? а) 1980 б) 2005 в) 2000 («Георгиевская ленточка» — общественная акция по раздаче символических ленточек, посвященная празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить»)
- Сколько продолжалась блокада Ленинграда? а) 600 дней б) 776 дней в) 872 дня
- Как называли солдатскую шинель, свернутую в трубку для ношения через плечо? а) скатка б) скрутка в) форма
- Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны? а) три (7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года) б) один в) ни одного
- На бутылках с горючей смесью, используемых русскими солдатами во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано? а) смерть фашистам б) инструкция по применению в) листовка
- Про котёнка Василия с улицы Лизюкова знают все, а в честь кого названа эта известная улица города Воронежа? а) пилот самолета б) командир таковой Армии (Алекса́ндрИльи́чЛизюко́вво время ВОВ под Воронежем двигался в боевых порядках одного из своих соединений. Чтобы воодушевить танкистов, Лизюков бросился на своем танке вперед, ворвался в расположение противника и там погиб) в) разведчик
- В какой стране стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? а) Россия б) Швеция в) Польша
- В честь какого полководца немецкие захватчики назвали один из своих захватнических планов? а) Мамая б) Тамерлана в) Барбароссы.(План «Барбаросса» был разработан в 1940 году. Предусматривал молниеносный разгром основных сил Красной Армии западнее рек Днепр и Зап. Двина, а затем выход на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Войну предполагалось выиграть в течение 2-3 месяцев. Осуществление плана «Барбаросса» было сорвано героической борьбой народов СССР.)
- По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? а) Ладожское б) Онежское в) Псковское
- Далее каждому из вас надо придумать пословицы и поговорке о Родине и назвать их.
(• Золоту — старости нет, Родине — цены нет. • Всякому мила своя сторона. • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. • Родина — мать, умей за нее постоять. • Родная сторона — мать, чужая — мачеха. • Человек без Родины, что соловей без песни).
(3) — Кто основал Москву (в каком году или веке) первые упоминания об этом? Юрий Владимирович Долгорукий первые упоминания о Москве 1147г. (12 век)
5. Ознакомление педагогов с графиком открытых ООД во втором полугодии 2019-2020 учебного года (Хисамутдинова А.Х.)
6. Проект решения педагогического совета.
1. Усовершенствовать работу с семьей по нравственно-патриотическому воспитани: ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, ч целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания. Систематизировать материал по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным.
Срок – постоянно
2. Всем педагогам продолжать планировать работу в совместной, самостоятельной, организованной образовательной деятельности воспитанников по данномунапрвлению в планах воспитательно-образовательного процесса.
Срок – постоянно
3. Группам №7, №9, № 10, №11, №13, №14 к итоговому педагогическому совету подготовить аналитическую справку с презентацией по реализации программы «Социокультурные истоки» в 2019-2020 учебном году и выступить с докладом в мае 2020 года.
Май 2020г.
4. Всему педагогическому коллективу принимать активное участие в патриотических акциях города Ханты-Мансийска.
Январь-май 2020 г.
5. Скобелкиной Наталье Сергеевне, воспитателю группы № 12 «Эрудиты» организовать и провести для молодых педагогов ДОУ мастер-класс в форме открытого мероприятия с детьми по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
Март 2020 года.
6. Привести патриотические уголки в соответствии с требованиями во всех возрастных группах.
07.02.2020 года
7. Воспитателям старших и подготовительных групп организовать в совместный поход с детьми и родителями в выходные дни в музеи нашего города.
Февраль-май 2020г.
8. Утвердить график проведения открытых ООД педагогов на 2 полугодие 2019-2020 учебного года.