Памятка «Особые дети — особое общение»
Особые дети — особое общение
Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольнымвсем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.
ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
приказных фраз; повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай); глаголов «должен», «обязан», «нужно».
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ); НЕ НАДО:
вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ: телевизор, видео — не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано
не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь — это радость;
от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов:
обнять, погладить, приласкать.
СТАРАЙТЕСЬ:
Не говорить с иронией или насмешкой;
Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
Не торопить и не подгонять ребенка;
Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;
Не говорите ребенку, что не любите его;
Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.