Неделя психологии в ДОУ
Неделя психологии в ДОУ: «Мы счастливы вместе».
Составлено на основе идеи Ларисы Кравцовой
Тема недели психологии: «Мы счастливы вместе».
Девиз: Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его друзьям! Улыбнитесь — это ж просто. Лучик Солнца — это Вам!
Идея проведения недели психологии не случайна. Известно, что своеобразная эйфория, которая сопровождает детей и педагогов в течение первых недель учебного года, сменяется закономерным спадом настроения, самочувствия, депрессивных расстройств. В этой ситуации определенную помощь и может оказать неделя психологии.
Цель: создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах.
Неделя психологии — это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать следующие задачи:
• формирование общего настроения оптимистической тональности, настрой на «психологическую волну»;
• стимулирование интереса к психологическим знаниям и работе психолога у детей, педагогов, родителей, администрации, сотрудников ДОУ;
• повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ
• показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
• формировать интерес взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
При планировании недели, мы придерживались следующих принципов:
• неделя должна быть целостной и законченной;
• учитывали возрастные и индивидуальные возможности детей;
• мероприятия недели не должны, по возможности, вмешиваться в воспитательно-образовательный процесс (соблюдения режима дня);
• события недели должны охватывать по возможности весь детский сад (взрослых и детей);
Понедельник
1. Знакомство участников с анонсом мероприятий.Размещение в холе ДОУ объявления о недели психологии с планом мероприятий.
Цель: ознакомить всех участников учебного процесса о предстоящих мероприятиях.
2. Оформление газеты – плаката «Удивительный мир психологии».
Цель: познакомить с интересными высказываниями о психологии, вызвать положительные эмоции.
3. Раздача информационных листовок родителям по теме: «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры».
Цель: повысить знания родителей в данном направлении.
4. Программа тренинговых занятий на сплочение коллектива для педагогов. Занятие №1 «Для чего я здесь? Мне это не надо!».
Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе.
5. Психологическая игра для детей подготовительных к школе групп «Заколдованное сердце».
Эта игра дает возможность увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положения детей в группе, эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогом.
Вторник
1. Психологическая акция «Зимние предсказания». Всем желающим кто верит в судьбу или просто хочет поднять настроение, мы предлагали вытянуть один из снежков и узнать, что готовит зимний день.
Цель: создать благоприятный эмоциональный климат в ДОУ, зарядить ее участников положительными эмоциями.
2. Беседа с детьми на тему: «Что такое счастье? » после прочтения сказки «Как Ослик счастье искал». Аппликация «Птицы счастья».
Цель: формировать нравственное понятие – счастье. Воспитывать положительные черты характера, добрые чувства к окружающим людям, потребность в хороших помыслах и поступках
3. Поразмышляйте на тему: «Счастье для меня это… » мини сочинения для сотрудников. Предложить поделиться своими мыслями с окружающими, которые можно оформить красочно или оставить просто в конверте.
4. Программа тренинговых занятий на сплочение коллектива для педагогов. Занятие №2 «Посмотри на меня по- другому…».
Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.
Среда
1. Утренняя акция – тест «Разноцветные мы» (коллективный коллаж настроения)
Каждый выбирает бумажного человечка такого цвета, которое соответствует его настроению. Затем все человечки приклеиваются на рисунок детского сада.
Цель: изучения настроения детей и взрослых
2. Выставка «Город счастья»
Размышления сотрудников о счастье.
Предложить взрослым ознакомиться с мини — сочинениями о счастье с целью: вызвать положительные эмоции и поразмышлять о своем собственном счастье.
3. Программа тренинговых занятий на сплочение коллектива для педагогов. Занятие №3 «Верь мне, моему слову, моим делам».
Цель: воспитание у членов педагогического коллектива доверия к себе и другим, умения действовать внимательно по отношению к окружающим.
Четверг
1. Организовать на прогулке с детьми младшего и среднего возраста игры – хороводы: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Солнышко», «Самолеты», «» и др., Цель: сближение детей друг с другом и воспитателем .
2. Программа тренинговых занятий на сплочение коллектива для педагогов. Занятие №3 «Верь мне, моему слову, моим делам».
Цель: расширение представлений педагогов о себе и развитие у них способности увидеть себя с другой стороны.
Пятница
1. Для неравнодушных родителей. Раздача родителям информационных листовок «Рекомендации для «трудных» взрослых».
Цель: просвещения родителей.
2. Программа тренинговых занятий на сплочение коллектива для педагогов. Занятие №5 «Польза или нет?»
Цель:подведение итогов, закрепление навыков.
3. Оформление презентации или фото выставки «Неделя психологии 2016». Почта пожеланий и предложений о недели психологии. Подведение итогов.
Цель: ознакомить всех участников о проведенных мероприятиях.
Расписание мероприятий
День |
Время проведения |
Дети |
Родители |
Педагоги |
||
ПН |
7.00 – 9.00 |
Знакомство участников с анонсом мероприятий. Размещение в холе ДОУ объявления о недели психологии с планом мероприятий. |
||||
Оформление газеты — плаката «Удивительный мир психологии». |
||||||
Раздача информационных листовок родителям по теме: «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры». |
||||||
13.00-14.00 (специалисты) |
Занятие №1 «Для чего я здесь? Мне это не надо!». |
|||||
14.00-15.00 (воспитатели) |
||||||
15.30-16.00 (№12 Смешарики») |
Психологическая игра для детей подготовительных групп «Заколдованное сердце». |
|||||
16.10 – 16.40 (№ 15 «Совята») |
||||||
16.50 – 17.20 (№ 16 «Домовята») |
||||||
17.30 – 18.00 (№18 «Почемучки») |
||||||
ВТ |
7.00-9.00 |
Психологическая акция «Зимние предсказания». |
||||
10.30 -10.50 (№ 4 «Гномики») |
Организовать на прогулке с детьми среднего возраста игры – хороводы: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Солнышко», «Самолеты», «» и др. | |||||
11.00 – 11.20 (№ 5 «Карапузики») |
||||||
11.30 – 11.50 (№ 6 «Чебурашки») |
||||||
13.00-15.00 |
Поразмышляйте на тему: «Счастье для меня это… » мини сочинения для сотрудников. | |||||
13.00-14.00 (специалисты) |
Занятие №2 «Посмотри на меня по- другому…». |
|||||
14.00-15.00 (воспитатели) |
||||||
СР |
7.00-9.00 |
Утренняя – акция «Разноцветные мы» (коллективный коллаж настроения). |
||||
Весь день |
Выставка мини-сочинений «Город счастья». |
|||||
День |
Время проведения |
Дети |
Родители |
Педагоги |
||
СР |
15.30-15.55 (№ 13 «Колокольчики») |
Беседа с детьми старших групп «Что такое счастье?». Аппликация «Птица счастья». |
||||
16.05-16.30 (№ 14 «Пчелки») |
||||||
16.40-17.05 (№17 «Звездочки») |
||||||
17.15 – 17.40 (№11 «Лимпопо») |
||||||
13.00-14.00 (специалисты) |
Занятие №3 «Верь мне, моему слову, моим делам». |
|||||
14.00-15.00 (воспитатели) |
||||||
ЧТ |
10.00-10.15 (№ 1 «Ягодки») |
Организовать на прогулке с детьми младшего возраста игры – хороводы: «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Солнышко», «Самолеты», «» и др |
|
|||
10.25-10.45 (№ 2 «Радуга») |
||||||
10.55-11.15 (№ 3 «Лучики») |
||||||
11.25-11.45 (№ 7 «Муравьишки») |
||||||
13.00-14.00 (специалисты) |
Занятие №4 «Я» или «МЫ»?
|
|||||
14.00-15.00 (воспитатели) |
||||||
ПТ |
7.00-9.00 |
|
Раздача родителям информационных листовок «Рекомендации для «трудных» взрослых. |
|
||
13.00-14.00 (специалисты) |
|
Занятие №5 «Польза или нет?». |
||||
14.00-15.00 (воспитатели) |
||||||
15.30-15.55 (№ 8 «Сетлячки») |
Беседа с детьми старших групп «Что такое счастье?». Аппликация «Птица счастья». |
|
||||
16.05-16.30 (№ 9 «Цветики — Семицветики») |
||||||
16.40-17.05 (№ 10 «Антошки») |
||||||
17.10- 19.00 |
Презентация или фото-отчет «Неделя психологии 2016». Ящик отзывы и предложения. |
|||||
Отчет о проведении
Неделя психологии в детском саду прошла с 1 по 5 февраля 2015 г.
Предварительно была проведена подготовительная работа: совместно с ИЗО руководителем оформлены газета — плаката «Удивительный мир психологии», объявление о недели психологии с планом мероприятий, подготовлен плакат для проведения акции — теста «Разноцветные мы». Подобран материал для психологической акции «Зимние предсказания», для информационных листовок для родителей, так же подготовлен материал для проведения психологической игры с подготовительными группами «Заколдованное сердце», разработан конспект беседы с с детьми старших групп о счастье, подготовлены игры для младшего и среднего дошкольного возраста. Разработан комплекс тренинговых занятий для педагогов ориентированных на сплочение коллектива и раскрытие личностных ресурсов.
В недели психологии приняли участие дети, родители и педагоги – специалисты и воспитатели. Запланированные мероприятия прошли в интересной форме. Были проведено акций, в которых участвовали дети вместе с воспитателями, родители.
Таким образом, мы постарались, чтобы родители, дети и педагоги, входя в здание детского сада, почувствовали начало недели психологии им был представлен анонс мероприятий. Холл украшал газета- плакат «Удивительный мир психологии», приглашающий взрослых ознакомиться с мудрыми мыслями знаменитых людей на тему психологии и поразмышлять на эту тему. Родителям были предложены информационные листовки по теме «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры», «Рекомендации для трудных взрослых».
Особый положительный эмоциональный отклик вызвала психологическая акция «Зимние предсказания». Всем желающим кто верит в судьбу или просто хочет поднять настроение, мы предлагали вытянуть один из листочков и узнать, что готовит зимний день. Эти пророчества были разными, у кого — то они вызывали положительные эмоции, а кого — то заставили поразмышлять. Цель акции заключалась в том, чтобы зарядить ее участников положительными эмоциями. И у нас это получилось. Родители и сотрудники принимали участие и отвечали нам улыбками и позитивными эмоциями.
С помощью акции «Разноцветные мы» взрослые и дети смогли увидеть, что в основном настроение нашего детского сада «Незнайка» положительное.
С детьми младших и средних групп во время прогулок были организованы подвижные игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
С ребятами старших групп с детьми была проведена беседа – рассуждение «Что такое счастье? ». Беседа строилась на сказке «Как ослик счастье искал», затем дети высказывались о том, как понимают, что такое счастье. Высказывания детей были очень интересными и трогали до глубины души. Детям было предложено выполнить из аппликации свою птицу счастья. Воспитатели групп оформили выставку.
Психологический тест «Разноцветные мы» с целью изучения настроения детей и взрослых показал, что у большинства участников преобладает хорошее настроение желтого и зеленого цвета.
Дети подготовительных групп были очень заинтересованы психологической игрой «Заколдованное сердце». Они с большим интересом спасали своего воспитателя от чар злой королевы. Эта игра помогает выявить положение детей в группе, эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношении с педагогом.
Для педагогов – специалистов и воспитателей в недели были организованы тренинговые занятия. Занятия были направлены на расширение представления педагогов о себе и развития у них способности, увидеть себя с другой стороны, развитие коммуникативных навыков, а так же воспитания у членов коллектива доверия к себе и другим. Отзывы педагогов о прошедших занятиях были исключительно положительные, они зарядились положительными эмоциями и больше узнали о коллективе, в котором работают.
При выстраивании работы мы стремились, чтобы каждое мероприятие вызывало положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало на дальнейшую работу.
Для подведения итогов недели была организована почта пожеланий и предложений, в которой было очень много положительных отзывов о проделанной работе. Многие родители благодарили за информационные листовки, считая, что в них была полезная информация. Кто – то был заинтересован зимними предсказаниями, кто – то делился впечатлениями от лица детей о проведенных занятиях в группах. А в основном все мероприятия в той или иной степени для каждого имели свою ценность.
Список литературы:
1. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для школьников [текст]: практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр /В. И. Ковалько – М. : ВАКО, 2006. – 176 с.
2. Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 146 с.
3. Лютова, К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [текст] /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2005. – 190с.
4. Рабочая книга школьного психолога [текст] / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. ; Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 1991. – 303 с.
5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие [текст] / Е. И. Рогов. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
6. Сальникова, Н. Работа с детьми: школа доверия [текст]/ Н. Сальникова. – СПб. : Питер, 2003. – 282 с.
7. Сартан, Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей [текст] / Г. Н. Сартан. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -144 с.
8. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [текст] / Р. Смид. — М. : Генезис, 1999. – 272 с.
9. Фоппель, К. Психологические группы; Рабочие материалы для ведущего [текст]: Практическое пособие / К. Фопель. – М. : Генезис, 1999. – 256 с.
10. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [текст] В 4 т. / К. Фопель – М. : Генезис, 1998 – 548 с.
11. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении [текст] / Г. А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. – 270 с.