Положение портфолио педагогических работников
Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет требования к Портфолио воспитателя ДОУ как способу фиксации и предъявления различных материалов и документов и иных свидетельств достижений педагогической деятельности работника; порядок экспертной оценки достижений педагога.
1.2. Настоящее положение разработано на основе Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 26.06.00. №1908; Временных требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г № 20-52-1350/ 20-5); Разъяснений по применению Положения о порядке аттестации (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 № 03-8ин/22-03/11.
Предназначение портфолио
2.1. Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности педагога
2.2. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).
2.3.Портфолио позволяет учитывать многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.
2.4. Портфолио является современной эффективной формой оценивания и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
2.5. Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:
2.5.1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
2.5.2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
2.5.3. Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
2.6. Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:
2.6.1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
2.6.2. Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
2.6.3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
2.6.4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
2.6.5. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).
Цель и задачи портфолио
3.1. Основная цель портфолио — представить отчет о работе педагога по теме личностного роста, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост воспитателя, способствовать формированию навыков рефлексии(самооценки)
3.2. Задачи портфолио:
-организовать работу педагогов по повышению личностного роста(самообразование)
— развивать рефлексию собственной деятельноти
— формировать потребность в психолого-педагогических знаниях
4.Структура и содержание портфолио педагога:
- Оглавление -Титульный лист
- Общие сведения
- Портрет
- Папка подтверждающих документов
- Папка профессиональных достижений
6.. Папка достижений воспитанников
- Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций
- Диагностика успешности педагога (оценка, самооценка педагога за 3 года)
Содержание разделов
5.1. В разделе «Общие сведения» педагог включает следующую информацию:
- Ф.И.О. (полностью). Год и дата рождения
- Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания).
- Полученная специальность, квалификация по диплому
- Место работы (полное наименование образовательного учреждения)
- Занимаемая должность и дата назначения на эту должность ·
- Стаж педагогической работы ·
- Стаж работы в занимаемой должности ·
- Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)
- Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС)
- Наличие ученой степени, звания
- Наиболее значимые награды, почетные грамоты
5.2. В разделе «Портрет» воспитатель включает свой портрет и творческое эссе «Я и моя профессия». В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.
5.3. «Папка документов» включают в себя документы, регламентирующие работу педагога
— Копии документов об образовании
— Копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней
— Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма.
-Копии дипломов различных конкурсов, а также данная папка
-Копии сертификатов об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально-педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.
5.4.«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Материалы инновационной деятельности , кружковой деятельности Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.
5.5.«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.
5.6.«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.
5.7. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
Целью самоанализа является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей.
Самоанализ должен отражать две составляющие:
1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы;
2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.
Требование к оформлению портфолио
6.1. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6.2. Аккуратность и эстетичность оформления
6.3. Целостность и тематическая завершенность представленных материалов.
6.4. Наглядность и обоснованность презентации.
Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио
Портфолио – отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога (руководителя), а также свидетельство эффективности его труда.
Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
Инновационная деятельность – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).
Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических (управленческих) задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.